Увеличивает ли турбина расход топлива

17 сентября 2021

Турбокомпрессор способен повысить мощность мотора на 30-50%. Автомобиль с таким агрегатом быстрее разгоняется и может перевозить внушительные грузы на длительное расстояние. При этом двигатель имеет компактные размеры и небольшой вес. То есть по силовым характеристикам он значительно превосходит атмосферники с аналогичным объемом. А увеличивает ли турбина расход топлива? Разберемся в статье, как система турбонаддува влияет на производительность и расход горючего, а также есть ли смысл оборудовать наддувом обычный атмосферный ДВС.

Как турбина влияет на мощность и производительность мотора?

Основная задача турбины – загнать больше воздуха в цилиндры, чтобы топливная смесь имела оптимальный состав и во время своего сгорания вырабатывала увеличенное количество энергии. Чем больше получит энергии двигатель, тем он будет производительнее. Турбокомпрессор позволяет повысить мощность на 30-50%, зависит от типа нагнетателя и особенностей конструкции мотора.

Можный автомобиль с турбиной

Конструктивно турбокомпрессор состоит из 2-х основных частей: компрессора и турбины. Выхлопные газы, попадая в турбину, раскручивают крыльчатку примерно до 15 тыс. об/мин. Эта крыльчатка размещена на валу, соединяющем турбину с компрессором. Вращаясь вал раскручивает и компрессорное колесо. Именно оно нагнетает воздушные массы в цилиндры.

Во время своей работы турбина увеличивает заводскую мощность силового агрегата где-то на 30 процентов и повышает топливную экономичность – автомобилю с атмосферным двигателем понадобится больше топлива для достижения таких же мощностных характеристик. К тому же турбокомпрессор позволяет понизить концентрацию углекислого газа в выхлопе.

В общем, благодаря турбине увеличивается нагрузка на узлы поршневой группы. Однако на скорость автомобиля турбокомпрессор никак не влияет, он лишь улучшает динамику разгона. Многое тут зависит от манеры вождения автомобилиста, а также индивидуальных характеристик мотора.

В среднем турбонагнетатель на дизеле выхаживает около 250 тыс. км, на бензиновом агрегате – до 150 тыс. км. Но иногда система выходит из строя раньше положенного времени, и турбина гонит масло в выхлопную трубу или появляются другие признаки поломок. Особенно срок «жизни» механизма сокращается при быстрой езде, а также нарушениях правил эксплуатации транспортного средства.

Как влияет турбина на расход топлива?

Некоторые владельцы автомобилей думают, что турбина увеличивает расход горючего. Ведь для того, чтобы повысить мощность мотора, нужно сжечь большее количество топлива. На самом деле это не так. Мощностные характеристики улучшаются благодаря увеличенному давлению в цилиндрах – большее давление на поршень способствует передаче увеличенного количества механической энергии к колесам.

Турбина снижает количество потребляемого бензина или ДТ за счет высокого КПД турбомотора. При сравнении одинаковых по мощности двигателей, к примеру 150 л. с., будет видна внушительная разница в расходе топлива: без турбины на 100 км потребуется 9-10 литров горючего, с турбиной – около 6-7 литров.

Увеличивать расход топлива турбина может, если она неисправна. По работе автомобиля это будет заметно: изменится цвет выхлопа, ухудшится динамика разгона, появится свист турбины под нагрузкой и т. п.

Как влияет неисправная турбина на расход топлива?

Считается, что турбина уменьшает расход топлива. Справедливо это только для полностью исправного агрегата. Если же имеют место поломки, то количество потребляемого топлива может резко увеличиться. Особенно заметен перерасход при езде по трассе или в гору.

Пример неисправной турбины
Неисправный турбокомпрессор

Иногда на расход топлива турбина влияет косвенно. Например, когда автовладельцы придерживаются агрессивной манеры езды, то при резком разгоне часть бензина просто вылетает в выхлопную. Но часто нужно искать причину поломки, почему турбокомпрессор увеличивает расход топлива. Обычно проявляются стандартные признаки неисправностей.

Возможные причины поломок турбины:

  • Повреждение патрубков, линии подачи сжатого воздуха или соединений системы всасывания воздушных масс – из-за нехватки воздуха в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь неправильной концентрации. В результате топлива сгорает больше, а из выхлопной трубы появляется черный дым.
  • Неправильно настроена геометрия – возможно проблема со штоком геометрии. После правильной настройки система уменьшает расход горючего. Возможно понадобится чистка геометрии со снятием турбины.
  • Забитый воздушный фильтр – приводит к тому, что в систему поступает недостаточное количество воздуха и топливно-воздушная смесь будет несбалансированной. К тому же загрязненный фильтр способствует перегреву турбины.
  • Низкосортное масло – негативно отражается на работе узлов и деталей турбины, что приводит к их быстрому износу.
  • Пробитый корпус интеркулера – часть воздушных масс выходит из пробоин в корпусе охлаждающего радиатора и в цилиндры поступает недостаточное количество сжатого воздуха.
  • Забитый катализатор и т. д.

В общем, если турбина неисправная, то на расход топлива она влияет. Из-за недодува топливовоздушная смесь бедная и во время сгорания не выделяет нужного количества энергии.

Бывает, что после замены нового турбокомпрессора расход топлива увеличивается. Происходить это может из-за того, что банально новая турбина в первое время будет дуть больше воздуха. Как результат, форсункам подается сигнал, что нужно лить больше топлива.

Если неисправностей нет, то турбина либо никак не влияет на расход топлива, либо снижает его, при условии правильной езды на автомобиле. Для достижения таких же показателей мощности атмосферным двигателям потребуется значительно больше горючего.

Увеличится ли расход если установить турбину на атмосферный двигатель?

С турбиной на атмосферном двигателе могут возникать проблемы. Не на каждый агрегат можно установить турбокомпрессор, проще монтировать компрессор, но он не сильно увеличивает мощность.

Что касается расхода топлива, то все зависит от настройки новой турбины. Если поставить на атмосферник систему турбонаддува, значительно возрастает мощность двигателя, объем при этом не поменяется. Силовое устройство 1,4 л сможет выдавать мощность, как мотор 1,8 л. Но во время такого апгрейда автомобиля придется поменять многие детали, а также перенастроить блок управления.

Интеркулер и новые патрубки для установки турбины на атмосферный мотор
Интеркулер и новые патрубки для установки турбины

Список необходимых комплектующих:

  • Сама турбина.
  • Патрубки.
  • Интеркулер.
  • Трубки для подачи масла, а также охлаждающей жидкости.
  • Выпускной коллектор.
  • Магистраль, подающая воздух.
  • Высокопродуктивные форсунки.
  • Даун-пайп/пайп со встроенным датчиком лямбда-зонда.
  • Электроника для контроля подачи горючего.

Кроме того, понадобится специальный турбоколлектор, перенаправляющий отработанные газы в турбину. Он должен быть изготовлен из качественных материалов, чтобы в процессе нагрева его корпус не треснул. От силового устройства к турбине нужно будет подвести масло. Обязателен к установке блоу-офф – предохранительный клапан, сбрасывающий излишки давления.

В гаражных условиях не получится установить турбину на атмосферник. Это трудоемкий процесс. Нужен хороший мастер с опытом. Для начала демонтируют все детали из систем впуска, а также выпуска воздуха. Турбину подсоединяют к турбоколлектору. При этом патрубки и их соединения должны быть полностью герметичными.

Установка турбины в гаражных условиях
Пример как делать нельзя 😉

Следующим этапом к турбине подключается подающая масло трубка. Второй ее конец подсоединяют к самому ДВС. Слив смазочных материалов осуществляется в поддон. Далее устанавливается система охлаждения.

Кроме новых форсунок, приходится и топливный насос менять. Часто замене подлежат поршни. Нужны прочные кованые изделия, поскольку стандартная поршневая не выдерживает значительных нагрузок.

За впрыск топлива в нужный момент отвечает контроллер ЭБУ. Электроника также контролирует избыточное давление в двигателе. Без правильной настройки блока управления турбина и мотор корректно работать не будут. Турбина на атмосфернике, конечно же, поможет повысить мощность. Однако не на все модели двигателей ее целесообразно устанавливать. Иногда дешевле купить другую машину, чем подобрать нужные детали. Своими руками без опыта и навыков с монтажом турбины справиться сложно. Но зато правильный монтаж позволит снизить шум от работы мотора, уменьшить расход горючего, увеличить мощность двигателя и сделать выхлоп более экологичным.

Оставить комментарий: