Пн-Пт 09:00 - 19:00
Сб-Вс 10:00 - 17:00

Признаки неисправности турбины

10 декабря 2021

Турбированные двигатели по своим характеристикам значительно превосходят классические атмосферники, они все больше и больше вытесняют их из обихода. Однако система турбонаддува требует своевременной диагностики, замены расходников и использования только качественных горюче-смазочных материалов. Лучше не допускать выхода из строя турбокомпрессора, это негативно отразится на работе мотора, топливной и других систем. Даже не обращаясь на СТО можно самостоятельно выявить неисправность турбины, признаки поломок будут заметными и для «невооруженного взгляда»: падение тяги, сильно дымит из выхлопной, перерасход масла и прочие.

Как определить неисправность турбины

Причины, почему не работает турбокомпрессор могут быть разные. Иногда выход из строя провоцируют смежные системы, но бывает, что и сама турбина ломается. В любом случае функционирование системы турбонаддува нужно как можно быстрее восстановить.

Автомобилисты, нарушающие регламент замены масла и фильтров, могут столкнуться с проблемой падения давления масла. Турбина работает в условиях высоких оборотов и повышенных температур. Поэтому даже непродолжительное понижение масляного давления провоцирует быстрый износ подшипника оси турбокомпрессора, увеличение радиального зазора и разрушение сальников. Из-за того, что сальники разбиты масло свободно просачивается в коллектор мотора на дизеле. В таком режиме работы давление еще больше падает, окончательно разрушая узел. В подшипниках смазочные материалы выгорают и подшипниковый узел полностью выходит из строя. Далее ломаются лопасти, их обломки остаются внутри. В неисправность приходит и двигатель, так как не может работать без смазки.

Пример износа опорного подшинкика из-за низкого давления масла.
Износ опорного подшинкика из-за низкого давления масла.

Чтобы не допускать окончательной поломки турбины нужно своевременно обратиться к специалистам. Мы занимаемся ремонтом турбин больше 10 лет, используем только оригинальные комплектующие, даем гарантию на ремонт. Переходи по ссылке, чтобы узнать подробнее.

Все возможные признаки неисправности турбины

Умирание турбокомпрессора на дизеле всегда сопровождается явными изменениями в работе: появляется свист турбины при разгоне или турбина начинает стучать, двигатель шумно работает, пропадает тяга, ощутимый перерасход масла и т. д. Реагировать на появившиеся «симптомы» следует как можно быстрее. Если игнорировать неисправность, можно доездиться до дорогостоящего ремонта. Разберемся с признаками и причинами неисправности турбины подробнее.

1. Синий дым из выхлопной

Синего оттенка дым появляется, если масло попало в выхлопную систему. Под действием высоких температур оно выгорает, меняя цвет выхлопа. Такой признак говорит о том, в турбине или моторе возникла неисправность и имеет место утечка масла.

Пример синего дыма из выхлопной на дизеле.
При попадании масла в выхлопную систему — синий дым.

Как найти причину неисправности:

  • Проверяем воздушный фильтр – у забитого фильтра пропускная способность уменьшается. Из-за недостаточного количества воздуха и разницы в давлении из картриджа турбины масло выдавливает в корпус компрессора.
  • Осматриваем сливной маслопровод – он должен быть без перегибов и полностью герметичным. Обязательно проводится осмотр на наличие пробок.
  • Проверяем ротор турбины – должен быть без повреждений.
  • Обследуем выпускной коллектор – следы масла недопустимы.

Бывает, что белый или синий цвет выхлопа появляется из-за неисправностей системы вентиляции картерных газов. Чрезмерное давление газов мешает нормальному сливу масла и работе турбины.

2. Черный выхлоп и турбина то работает, то не работает

С появлением черных выхлопных газов уменьшается и мощность турбодвигателя. Кажется, будто турбина и вовсе не работает.

Причины неисправности:

  • Утечка во впускном коллекторе.
  • Засор клапана.
  • Утечка в выпускном коллекторе.
Пример черного выхлопа на дизеле.
Черный выхлоп на дизеле — обогащенная смесь.

В дизельный мотор поступает недостаточное количество воздуха, это приводит к сгоранию обогащенной смеси внутри турбокомпрессора. Чтобы устранить неисправность нужно определить в каком именно узле появилась проблема.

Для начала заводим двигатель и слушаем, как работает турбина. По изменению звука можно определить в каком месте могла возникнуть неисправность. Следует проверить герметичны ли соединения всех патрубков. Если дело не в патрубках, то возможно забился воздушный фильтр и его уже пора менять.

Во время диагностики не лишним будет проверить и люфты турбины. Так вы поймете на сколько она изношена. Перед тем, как проверить радиальный люфт нужно обязательно отсоединить выпускной патрубок. Далее покрутить вал, он не должен цеплять корпус турбины. Если отклонения имеются, значит турбокомпрессор сильно изношен и его пора ремонтировать капитально.

3. Перерасход масла

Когда дизель начинает «есть» масло и на 1000 км перерасход до 1 л, стоит проверить нормально ли работает турбина. На патрубках и самой турбине наблюдаются подтеки масла.

Повышенный расход масла.
Повышенный расход масла.

Неисправность может крыться в закоксованности корпуса оси турбокомпрессора, засоре подающего воздух канала. Бывает масложер и, если засорился сливной маслопровод.

4. Слабая динамика разгона

Пример датчика управления турбиной.
Датчик управления турбиной, обычно дело в нем.

Машина начинает хуже разгоняться, потому что турбина не вовремя включается в работу. Неисправность следует искать в системе управления турбиной. Поломка приводит к тому, что в дизельный агрегат поступает недостаточное количество воздуха, соответственно его возможности снижаются.

5. Слишком громкая работа дизеля

Почему двигатель начинает слишком шуметь, если не работает турбина? Все очень просто, происходит утечка воздуха между выходом компрессора и силовым устройством. Прорываясь через щели, воздушный поток и создает лишние звуки. Кроме того, когда включается турбина может быть слышен скрежет.

Пример утечки воздуха между турбиной и двигателем.
Утечка воздуха между турбиной и двигателем.

Найти причину из-за чего перестала работать турбина поможет тщательный осмотр агрегата. Обязательно проверяются трубопроводы, работающие под давлением. Обследовать необходимо также корпус. Трещин и любых потертостей быть не должно. При наличии деформаций, лучше турбину снять для более тщательной диагностики.

6. Плохое давление масла

Такая неисправность турбины может возникнуть, если пережат масляный шланг. Некоторые водители сталкиваются с проблемой даже после ремонта или восстановления турбокомпрессора. Все дело в неправильном подключении маслопровода.

Пример закоксованного маслопровода с изгибом.
Закоксованный маслопровод + изгиб. Турбина работать нормально не будет.

С плохим давлением масла лучше не эксплуатировать турбину, чревато быстрому износу колец. Без нормального количества смазки будут страдать и радиальные подшипники, а также шейка вала.

7. Загрязненное масло

Причину слишком грязного масла следует искать в масляных фильтрах. Скорее всего нарушены регламента замены масла и самих фильтров. Быстрое загрязнение смазки наблюдается и, если используется некачественные горюче-смазочные материалы или при попадании воды в масло.

Пример грязного масла и забитого маслянного фильтра.
В таком масле будет металлическая стуружка, которая летит в турбину, разбивая лопасти крыльчатки. Дальше, из-за дисбаланса, увеличивается радиальный люфт. В итоге турбина заклинивает.

Смазка деталей грязным маслом приводит к повреждению оси и быстрому износу подшипников. К тому же забивается маслопровод.

8. Свист турбины

Неприятный свистящий звук появляется при разгоне. Такое происходит, если поврежден вал турбины. Металл начинает тереться об металл и издавать свист.

Пример поврежденного вала турбины из-за маслянного голодания.
Поврежденный вал турбины. Из-за масляного голодания вал был перегрет + задиры в местах посадки подшипников.

Обработке и восстановлению такой вал не подлежит, скорее всего придется менять картридж в сборе. Чтобы не допускать растрат нужно вовремя обслуживать систему турбонаддува и использовать только качественные масло и горючее.

Профилактика поломок турбины

Продлить ресурс турбины, вплоть до 250 тыс. км пробега, вполне возможно. Как это сделать? Вовремя менять масло и фильтры, бережно эксплуатировать дизельный мотор.

Меры профилактики неисправностей:

  • Запуская двигатель дайте ему поработать хотя бы немного на холостом ходу. Газ прибавляйте постепенно. Особенно этой рекомендации следует придерживаться в зимнее время. Составные запчасти турбины должны получать достаточное количество смазки, иначе они будут слишком быстро изнашиваться.
  • Используйте качественное дизтопливо. Тоже самое касается и масла, низкосортный суррогат способен очень быстро спровоцировать неисправность турбины.
  • Замену масла производите через 9-10 тыс. км пробега, на бензиновых агрегатах – не реже 7-8 тыс. км пробега.
  • Помните, что после долгой езды мотор должен поработать на холостых 2,5-3 минуты и только когда остынет его можно выключать. Так вы исключите вероятность образования углеродного осадка, вредящего подшипникам.
  • Контролируйте величину наддува.
  • Турбинам с изменяемой геометрией периодически нужны поездки на длительное расстояние, чтобы прожигался нагар на лопатках.

Ну и, конечно же, от неисправностей турбину убережет своевременная диагностика. Доверять обслуживание турбины нужно только профессионалам. После обращения к «гаражным мастерам», не всегда можно восстановить работоспособность агрегата. При проявлении признаков неисправности турбины обязательно нужно найти причину выхода из строя. Иначе ремонт поможет восстановить работоспособность турбонаддува совсем ненадолго. Обязательно проверьте систему рециркуляции выхлопов, возможно первопричина задымленности кроется именно там, а не в турбокомпрессоре. Кроме того, избыточный дым может провоцировать заблокированный сажевый фильтр.

Оставить комментарий: